Национальные оценки рисков. Что делать?

На сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.fedsfm.ru) размещены отчеты о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценке рисков финансирования терроризма (далее – НОР ОД и НОР ФТ).

На первый взгляд, это обычные аналитические материалы, аналоги которых регулярно появляются на сайтах международных организаций противолегализационной системы, на сайтах надзорных органов. Однако это не совсем верная ассоциация. Дело в том, что эти документы подготовлены Росфинмониторингом с участием других государственных органов, ЦБ РФ и организаций частного сектора. Кроме того, в самих этих документах прямо говорится, что они должны быть доведены до све­дения всех участников системы ПОД/ФТ/ФРОМУ (го­сударственных органов и частного сектора) и подлежат дальнейшему использованию как в практическом аспекте применения риск-ориентированного подхода, так и в качестве контекстуальной информации при проведе­нии последующих национальных оценок ри­сков. Результаты НОР рекомендуется учитывать в правоприменительной практике при выборе конкретных мер минимизации определенных рисков в данной сфере.

Если позиция относительно использования этих материалов в качестве контекстуальной информации при проведе­нии последующих национальных оценок ри­сков ОД/ФТ/ФРОМУ прямого отношения к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом и другим участникам гражданского оборота, указанным в ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», (далее — субъектам антиотмывочной деятельности, первичного противолегализационного контроля), не имеет, то остальные, безусловно, адресованы в первую очередь именно им. К тому же, согласитесь, не так часто субъекты антиобтмывочной деятельности получают информационные письма, в которых указывается, что НОР ОД и НОР ФТ имеют своей целью совершенствование риск-ориентированного подхода при осуществлении мер ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Кроме того, авторы отчетов исходят из того, что результаты исследований должны будут найти свое отра­жение: а) в секторальных оценках надзорных органов, которые оценивают риски в сво­их секторах на предмет их использования в целях ОД; б) в программах внутреннего контроля субъектов Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен­ных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) при выстраивании политики управления рисками и в практической работе при проведении оценки рисков своих клиен­тов, продуктов, услуг.

А что означает в практическом смысле? Ну, несомненно, всем заинтересованным лицам, в том числе специальным должностным лицам субъектов антиотмывочной деятельности нужно, как минимум, ознакомиться с этими отчетами.  Документы, хотя Америки и не открывают, тем не менее, заслуживают самого пристального внимания.

НОР ОД и НОР ФТ.

Рамки статьи не позволяют раскрыть содержание этих документов в полном объеме. Да, строго говоря, в этом нет необходимости, ведь они доступны для всех, кто желает с ними ознакомиться.  Поэтому ограничусь лишь кратким описанием того, о чем в них говорится.

НОР ОД. В этом документе впервые на официальном уровне закрепляются некоторые дефиниции, которые ранее использовались только учеными. Он содержит сведения о взгляде государства на определенные сектора экономической деятельности с точки зрения реализации в них рисков ОД/ФТ/ФРОМУ, выделяет конкретные категории участников гражданского оборота, деятельность которых рассматривается как опасная с позиций противолегализационного контроля, дается перечень операций, наиболее часто используемых в этих целях, определяется степень риска ОД/ФТ/ФРОМУ по ним.

Предметно исследуются с позиций финансового мониторинга кредитно-финансовая сфера, сфера бюджетных отношений (включая налоговую систему), область коррупционных правонарушений,  сфера незаконного оборота наркотиков. В каждой из сфер выявляются наиболее уязвимые места. Важно подчеркнуть, что здесь на официальном уровне ещё раз констатируется высочайший риск использования виртуальных денег для целей ОД/ФТ/ФРОМУ.

Исследуются группы повышенного риска, к которым относятся риск использования кредитных, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, систем перевода денежных средств, рынка ценных бумаг, наличных денег и денежных инструментов, страхового сектора, операций с недвижимостью, почтовых услуг, услуг нотариусов, лизинговых организаций, операторов сотовой связи, ломбардов, операторов по приему платежей и т.д. в схемах легализации преступных доходов.

Произведен анализ и групп низкого риска.

НОР ФТ. Национальная оценка рисков финансирования терроризма имеет своей целью выявление видов противоправных финансовых операций, которые могут быть связаны с финансированием терроризма и которым следует уделять основное внимание с точки зрения противодействия этой общественно-опасной деятельности.

В НОР ФТ рассматриваются все вопросы в рамках конкретных этапов осуществления финансирования терроризма.

Первым таким этапом является привлечение средств, предназначенных для финансирования подготовки террористов, приобретения или изготовления оружия, средств транспорта и т.д. Анализируются различные источники финансирования.

Анализ начинается с законных источников. Дается оценка рейтинга риска. Исследуются уязвимости, возможности для снижения риска, раскрываются меры, принимаемые РФ по управлению риском.

Столь же детально проводится анализ привлечения средств в сети Интернет, незаконных способов привлечения средств, сбор средств с использованием некоммерческих организаций.

Второй этап — перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма. Рассматриваются различные способы перемещения наличных средств в целях финансирования терроризма, перемещения средств с использованием банковских счетов и банковских карт, использования операций с денежными средствами без открытия банковских счетов, перемещения средств с использованием нерегулируемых субъектов, с использованием некредитных финансовых организаций и нефинансовых предприятий и профессий.

Третьим этапом является использование средств, предназначенных для финансирования терроризма.

НОР ФТ определяет наиболее узкие места национальной системы противодействия финансированию терроризма и меры, какие должны быть предприняты для их преодоления.

Вопросы практических действий субъектов антиотмывочной деятельности.

Рассмотрим извечный русский вопрос «Что делать?» в связи с опубликованием национальных оценок рисков.

Прежде всего, является ли обязательным внесение соответствующих дополнений в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее – Правила)? С правовой точки зрения, нет. Как известно, Правила подлежат изменению в обязательном порядке лишь в случае изменения Закона № 115-ФЗ или изменения (принятия новых) правовых нормативных актов в сфере финансового мониторинга. НОР ОД и НОР ФТ к числу таких актов не относятся. В то же время, национальные оценки рисков, как подчеркивалось выше, подготовлены Росфинмониторингом с участием ЦБ РФ, различных государственных органов. В них, как указывалось, прямо говорится о необходимости учета данных документов в программах субъектов первичного противолегализационного контроля, а сделать это возможно лишь путем внесения соответствующих дополнений в Правила. Хорошо известно, что просьба начальства больше, чем приказ. Так и здесь – лучше внести изменения в Правила, иначе представители надзорных органов могут негативно оценить такое пренебрежение к фактически официальным и очень настойчивым рекомендациям.

Единственно, нет необходимости строго соблюдать сроки внесения изменений в Правила и можно подготовить новую редакцию этого документа при первом обязательном внесении в него изменений или дополнений.

Хотя следует учитывать, что 18.08.2018 г. вступил в действие приказ Росфимнониторинга от 15.06.2018 г. №181 «О внесении изменений в приложение №4 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110″. В приложении к приказу содержится информация о замене, новых редакциях и дополнениях к кодам операций для предоставления отчетности организаций в Росфинмониторинг. Это означает, что если в Правилах или приложении к ним имеются соответствующие коды, то надо вносить изменения в них[1]. Субъектам антиотмывочной деятельности, поднадзорным Росфинмониторингу, это нужно сделать до 18 сентября 2018 года; организациям и индивидуальным предпринимателям, поднадзорным ЦБ РФ, — до 18 ноября текущего года. Таким образом, рекомендовал бы внести изменения в Правила, связанные с НОР ОД и НОР ФТ, в переделах этих сроков.

Второй вопрос – а что именно должно быть отражено в Правилах? Вопрос достаточно сложный и дать универсальный ответ здесь вряд ли возможно. На мой взгляд, целесообразно в соответствующих программах отразить специфические именно для данного сегмента экономики операции и риски. Рекомендовал бы в программу выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ОД/ФТ/ФРОМУ, включить те операции, которые приведены в НОР ОД, или источники финансирования терроризма, указанные в НОР ФТ, но какие пока отсутствуют в Правилах. В программе управления риском закрепить те признаки операций, которые относятся к различным уровням риска ОД/ФТ/ФРОМУ. Это, как минимум. Каждый субъект первичного противолегализационного контроля вправе по своему усмотрению расширить соответствующие изменения.

______________________________________________________________

[1] Замечу, кстати, что существует системная проблема, связанная с использованием в Правилах ссылок на нормы Закона № 115-ФЗ или правовые нормативные акты в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ вместо приведения конкретных положений из них. Как в этом случае в Правилах отразить изменения в таких актах? Рекомендовал бы указать последнюю редакцию соответствующих законодательного и нормативных актов. В принципе же, требуется, чтобы надзорные органы дали официальное разъяснение по этому вопросу. ИИР готовит соответствующий запрос в Росфинмониторинг и ЦБ РФ.

Дедиков Сергей Васильевич, ведущий эксперт в сфере ПОД/ФТ. Старший партнер общества страховых юристов, партнер Redstone Chambers (Москва), преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ и ИИРиТ


Оформить ЦИ/ПУЗ с РФМ 23 апреля
Подписка
Оформить ЦИ/ПК с БР 25 апреля