Сравнение старого и нового КОАП по ответственности по ПОД/ФТ

В новой редакции КоАП (2020 год) сокращены составы административных правонарушений и изменены подходы к назначению наказаний. Также предлагается выделить из действующего  КоАП нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, объединив их в рамках Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  Предполагается, что результатом соответствующих изменений должна стать стабильность нового правового регулирования отношений в сфере административной ответственности.

Структура нового кодекса

В новый КоАП предлагается включить три раздела: раздел I «Общая часть», раздел II «Особенная часть», раздел III «Субъекты административной юрисдикции». В Общей части отражены вопросы, касающиеся общих положений. В Особенную часть предлагается включить 36 глав, объединяющих в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства. В Разделе III перечислены субъекты административной юрисдикции, уполномоченные на возбуждение, рассмотрение и пересмотр дел об административных правонарушениях.

В качестве одного из примеров основных новелл можно привести выделение категорий грубых правонарушений, к которым законопроектом предлагается в том числе отнести административные правонарушения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Нарушения в сфере ПОД/ФТ: что нового? 

В новом документе административные правонарушения в сфере финансового рынка содержатся в Главе 30, а составы, связанные с неисполнением требований законодательства в сфере ПОД/ФТ рассмотрены в статье 30.3, состоящей из 10 частей, каждая из которых предусматривает отдельное правонарушение с установленным за него наказанием. Рассмотрим ключевые из них. 

Требования 115-ФЗ: первая часть статьи 30.3 предусматривает вынесение предупреждения для должностных лиц, а также штраф для индивидуальных предпринимателей (ИП) и юрлиц от 20 до 50 тысяч рублей за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ (1) и других связанных с ним документов.  Под данную формулировку будут подпадать все нарушения, за исключением остальных составов, перечисленных в статье 30.3.

Идентификация клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев: вторая часть предусматривает наказание за неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов в части идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.

Состав второй части также распространяется на случаи неисполнения требований подпункта 1.1 пункта 1 статьи 7 закона № 115-ФЗ, в соответствии с которым организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с организацией, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.  За данное правонарушение может быть вынесено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Репортинг и выявление подозрительных операций: непредставление сведений о подозрительных и подлежащих обязательному контролю операциях или представление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, или не выявление или не фиксрование сведений о подозрительных операциях влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

Порядок и срок представления сведений: часть 4 статьи 30.3 устанавливает ответственность за нарушение порядка и срока представления в уполномоченный орган сведений или информации, предусмотренной 115-ФЗ. Последствия для нарушителя — предупреждение или штраф на должностных лиц от 10 до 40 тысяч рублей; для ИП и юрлиц —  от 20 до 50 тысяч рублей. Под данное правонарушение не подпадает состав, предусмотренный частью 6 этой же статьи. 

Замораживание (блокирование), приостановление: неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ в части блокирования денежных средств или иного имущества, или приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 1 года; на ИП и юрлиц — от 300 до 500 тысяч рублей. Указанный состав также распространяется на случаи неисполнения либо ненадлежащего исполнения требований в части представления информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) и о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) и о приостановлении операций.

Предоставление информации об операциях и о бенефициаре: непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ИП информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам своих клиентов влечет наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 100 до 500 тысяч рублей. Помимо этого, предупреждение или наложение штрафа от 50 до 100 тысяч рублей предусмотрено за неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов.

Часть 8 статьи 30.03 проекта нового КоАП предусматривает ответственность за действия/бездействия организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, ИП, повлекшие невозможность проведения уполномоченным или надзорным органом проверок. За данное правонарушение предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 100 до 300 тысяч рублей.

Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда ОД, полученных преступным путем, или ФТ, если эти действия/бездействие не содержат признаков уголовно наказуемого деяния может повлечь за собой штраф на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет и штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административный запрет деятельности на срок до 30 суток для юрлиц.

Действующее регулирование и особенности конкретизации составов по новому КоАП

Если сравнивать положения новой редакции КоАП с действующим регулированием, то можно сделать вывод о том, что ряд составов были конкретизированы законодателем. Несоблюдение требований по идентификации выделено в отдельный состав. Вопросы репортинга в сравнении с текущей формулировкой частично уточнены: если действующая редакция статьи 15.27 говорит о непредставлении сведений или о нарушении порядка и сроков, то новый вариант формулировки связан не только с непредставлением сведений, но и с не выявлением и не фиксированием сведений о подозрительных операциях.

Суммы штрафов за соответствующие нарушения для должностных лиц увеличены (вместо пороговых значений 10 – 30 тысяч рублей предусмотрен порог в 20 – 40 тысяч рублей).

При этом за нарушения порядка и сроков представления информации действующая редакция предусматривает порог в 10 – 30 тысяч рублей для должностных лиц и 50 — 100 тысяч рублей для юридических лиц, в то время как в соответствии с проектом пороговые значения сумм варьируются от 10 до 40 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 50 тысяч рублей для юридических лиц.

Неисполнение требований в части блокирования (замораживания) по-прежнему повлечет штраф в размере 30 – 40 тысяч рублей для должностных лиц и 300 – 500 тысяч рублей для юридических лиц.

Важной особенностью является то, что новая редакция предусматривает также и возможность дисквалификации должностных лиц на срок до года. 

Минимальный порог штрафа для юридических лиц за непредставление в уполномоченный орган по его запросу информации понижен: так, вместо 300 – 500 тысяч рублей новая редакция предусматривает размер штрафа от 100 до 500 тысяч рублей.

Введены общие меры ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение противолегализационных требований – как видно из формулировки, под действие нормы будут попадать те случаи, которые не конкретизированы специальным образом. Здесь важно помнить об особенностях текущего регулирования: в частности, о мерах ответственности, установленных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», статья 74 которого предусматривает случаи нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней.  В случае нарушения кредитной организацией требований 115-ФЗ Банк России помимо применения мер, предусмотренных частью 1 статьи 74, имеет право взыскивать с кредитной организации штраф в размере до 0,1 процента размера собственных средств (капитала)* кредитной организации, но не менее 100 тысяч рублей.

Воспрепятствование проверкам в новом КоАП вынесено в отдельную статью, при этом в сравнении с действующим регулированием составы правонарушений, субъектный состав и меры ответственности конкретизированы.

В частности, если в статье 15.27 действующей редакции КоАП речь идет исключительно о должностных и о юридических лицах, то новая версия предусматривает штрафные санкции также и для ИП, а состав, помимо воспрепятствованию проверкам и неисполнения предписаний, предусматривает также и нарушение срока исполнения запроса Банка России, предоставление недостоверной информации, нарушение сроков и ненадлежащее исполнение предписания. 

Отдельного внимания с точки зрения выделения составов и пороговых значений штрафов заслуживает статья 30.30 проекта, которая устанавливает меры ответственности за нарушения требований, касающихся обязательного контроля операций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности.

Так, например, открытие счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов соответствующим хозяйственным обществам (или обществам, находящимся под их прямым или косвенным контролем), либо заключение с ними договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) кредитными организациями, не соответствующими установленным для этого требованиям законодательства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 тысяч до одного миллиона рублей.

А, например, непредставление обществами в уполномоченный орган информации, представление которой предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 213-ФЗ**, а равно непредставление по запросу информации о совершаемых данными обществами операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, об их характере и целях, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. 

Leave a Reply

Оформить ЦИ/ПУЗ с РФМ 23 апреля
Подписка
Оформить ЦИ/ПК с БР 25 апреля