Изменения в связи с 536-ФЗ

30 декабря 2020 года опубликован Федеральный закон от 30.12.2020 № 536-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 536-ФЗ).

  1. Часть норм Закона № 536-ФЗ вступает в силу через 30 дней после официального опубликования, т.е. 30 января 2021 года. К ним относятся следующие нормы.

Этим законодательным актом изменено определение понятия «осуществление внутреннего контроля (изменения выделены шрифтом и цветом): «Абз. 10 ч. 1 ст. 3 «осуществление внутреннего контроля — реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению в установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов – физических лиц, установлению информации, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля;».

Изменена редакция подп. 1.4.4. ст. 7 Закона № 115-ФЗ. Хотя это изменение прямого отношения к деятельности страховых брокеров не имеет, есть смысл привести данное изменение, поскольку каждый человек может столкнуться с соответствующей ситуацией: «1.4-4. При выплате, передаче или предоставлении являющемуся участником лотереи клиенту — физическому лицу выигрыша на сумму менее 15 000 рублей идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, упрощенная идентификация клиента – физического лица не проводится (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция (сделка) осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Есть новеллы, которые могут касаться страховых брокеров, не как агентов финансового мониторинга, а как участников гражданского оборота, или их сотрудников.

Закон № 536-ФЗ предусматривает определенные новые обязанности кредитных организаций в случае принятия ими решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) либо о расторжении такого договора на основании абзаца третьего п. 5.2. ст. 7 Закона № 115-ФЗ. Во-первых, они будут обязаны в течение следующего рабочего дня после получения вступившего в законную силу решения суда об отмене указанного решения кредитной организации направить сообщение в РФМ. Во-вторых, они должны предоставить клиенту, которому отказано в заключении договора банковского счета (вклада) или с которым договор банковского счета (вклада) расторгнут, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором банковского счета (вклада) или действующими в кредитной организации публичными правилами, и в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Информация, полученная от Банка России по названному выше основанию отказа от проведения операции, не может использоваться первичным агентом финансовой разведки в качестве единственного основания при определении степени (уровня) риска ОД/ФТ.

Субъекты противолегализационного контроля смогут отказывать в выполнении распоряжения клиента о совершении любой операции, если будут подозрения, что она совершается в целях ОД/ФТ. Ранее у них не было такого права в отношении операции по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с Законом № 115-ФЗ.

Хотя следующее изменение прямого отношения к деятельности страховых брокеров не имеет, целесообразно привести данное положение, поскольку это может коснуться сотрудников страхового брокера или его клиентов. В силу данной новеллы кредитные организации не смогут отказывать в заключении договора банковского счета (вклада) клиентам – физическим лицам даже при наличии подозрения, что целью заключения такого договора является совершение операции с целью ОД/ФТ.

Кредитная организация в случае принятия решения об отказе в заключении договора банковского счета (вклада) или при расторжении такого договора, обязана предоставить соответствующему клиенту информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором банковского счета (вклада) с клиентом или действующими в кредитной организации публичными правилами, и в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, когда имеются основания для подозрения, что операция совершается в целях ОД/ФТ, принимает руководитель первичного агента финансовой разведки или специально уполномоченное им лицо.

Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным  имуществом, принявшая решение об отказе в проведении операции, обязана предоставить клиенту, которому отказано в проведении операции, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации публичными правилами, и в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана будет рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее семи (сейчас – десяти) рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

  • Часть норм Закона № 536-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2021 года. К ним относятся следующие нормы.

Право субъектов противолегализационного контроля на отказ в выполнении распоряжения клиента дополнено правом на отказ клиенту в приеме на обслуживание.

Перечень оснований для документального фиксирования информации, полученной первичными агентами финансовой разведки при реализации Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее – ПВК), дополнен следующим основанием: «решение клиента об отказе от установления отношений с … [Обществом] или прекращении отношений с … [ним], если у работника … [Общества] возникают обоснованные подозрения, что указанное решение принимается в связи с осуществлением … [Обществом] внутреннего контроля».

Субъекты противолегализационного контроля теперь в случае невозможности проведения идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца в связи с отказом клиента или его представителя предоставить необходимые для идентификации сведения, либо невозможности установления информации, указанной в подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ (о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с Обществом, о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиента, об источниках происхождения денежных средств или иного имущества клиента)  будут обязаны (в настоящее время это право) отказать клиенту в приеме на обслуживание. Это правило не действует в случае, если в соответствии с Законом № 115-ФЗ и подзаконными актами идентификация (упрощенная идентификация) не проводится или соответствующие сведения не устанавливаются.

В этой связи из Закона № 115-ФЗ исключается норма о запрете кредитным организациям заключать договор банковского счета (вклада) в случае непредставления клиентом документов, необходимых для проведения идентификации (абз. 5 п. 5 ст. 7 признается утратившим силу).

Отказ в приеме на обслуживание по указанным выше причинам не влечет возникновения гражданско-правовой ответственности первичного агента финансового мониторинга.

Дополнительно к ситуации устранения оснований для принятия решения об отказе от проведения операции введено такое основание, как отмена судом ранее принятого решения об отказе от проведения операции. Соответственно предстоит уведомлять Рофинмониторинг и об этом.

  • Что делать?

3.1. Необходимо, начиная с 30 января 2021 года, в течение срока, предусмотренного ПВК, провести целевой инструктаж по тем положениям Закона № 536-ФЗ, которые вступают в действие 30 января 2021 года. Перед этим не забыть принять внутренний документ о сроке, объеме и содержании целевого инструктажа.

В срок до 30 апреля 2021 года необходимо внести изменения в ПВК и утвердить их новую редакцию.

После этого нужно будет в течение срока, предусмотренного ПВК, провести целевой инструктаж. Перед этим принять внутренний документ о сроке, объеме и содержании целевого инструктажа.

3.2. Рекомендуется также в план проведения обучения и подготовки кадров в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ на 2021 год включить пункт о проведении целевого инструктажа по положениям Закона № 536-ФЗ, вступающим в силу 1 сентября 2021 года. Он должен быть проведен в сроки, установленные ПВК, после 1 сентября 2021 года. Перед этим предусмотреть принятие внутреннего документа о сроке проведения, объеме и содержании целевого инструктажа.

Предстоит внести соответствующие изменения в ПВК. В этой связи рекомендуется в плане работы по ПОД /ФТ/ФРОМУ на 2021 год предусмотреть эту работу. Она должна быть проделана до 1 декабря 2021 года.

После утверждения этой новой редакции ПВК снова предстоит провести целевой инструктаж в срок, предусмотренный правилами. Перед этим вновь принять внутренний документ о сроке проведения, объеме и содержании целевого инструктажа.

Оформить ЦИ/ПУЗ с РФМ 25 февраля
Подписка
Оформить ЦИ/ПК с БР 27 февраля