О методических рекомендациях по выявлению организациями
и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку,
куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней,
ювелирных изделий из них и лома таких изделий операций (сделок),
которые могут осуществляться в целях легализации (отмывания)
доходов, полученных преступным путем, или финансирования
терроризма и представлению сведений о них от 23.12.2020г.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (далее – организации и индивидуальные предприниматели) обязаны направлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения об операциях (сделках), в отношении которых возникают подозрения, что они могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или
финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ).
Федеральная пробирная палата и Федеральная служба по финансовому мониторингу, следуя Рекомендациям ФАТФ, рассматривают информирование о подозрительных операциях как одну из ключевых функций субъектов первичного финансового мониторинга. Показатели качества и количества направленных организациями и индивидуальными предпринимателями сведений о подозрительных операциях (далее – СПО) служат индикаторами для оценки рисков соблюдения обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ и поводом для принятия мер надзорного реагирования.
Рекомендуем организациям и индивидуальным предпринимателям в
целях выявления подозрительных операций учитывать следующее.
Драгоценные металлы, драгоценные камни и ювелирные изделия из них могут:
− являться имуществом или выступать формой доходов,
полученных от преступной деятельности;
− использоваться в схемах ухода от налогообложения;
− приобретаться на денежные средства, полученные от преступной
деятельности (коррупционных преступлений, незаконного оборота
наркотиков, нецелевого использования и хищения бюджетных средств и др.), и в последующем использоваться для легализации (отмывания) преступных доходов;
− использоваться в качестве инструмента финансирования
терроризма.
Основой выявления необычных операций выступает постоянный
финансовый мониторинг, проводимый как в отношении клиентов,
совершающих разовые операции (сделки), так и в отношении клиентов, с которыми имеются длительные гражданско-правовые отношения, а также оценка рисков ОД/ФТ.
В целях выявления подозрительных операций организации и
индивидуальные предприниматели руководствуются критериями и
признаками необычных сделок, утвержденными приказом
Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103, а также самостоятельно
разработанными по итогам анализа деятельности клиентов, совершаемых ими операций и изучения типологий и схем ОД/ФТ.
В целях признания выявленных операций подозрительными
организации и индивидуальные предприниматели анализируют информацию, полученную:
- При проведении идентификации клиентов (представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов);
- При изучении клиента, в том числе при запросе дополнительных
сведений у клиента; - В ходе оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций
в целях ОД/ФТ.
Оценку риска рекомендуется проводить с учетом Методических
рекомендаций по проведению оценки рисков ОД/ФТ.
В целях получения дополнительных сведений о клиенте рекомендуется анализировать информацию, размещенную на официальных сайтах Федеральной налоговой службы «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» и Федеральной службы судебных приставов «Сервисы» (о наличии исполнительных производств), а также в информационно-справочных системах российских и иностранных компаний и иных источниках информации, доступных организациям и индивидуальным предпринимателям на законных основаниях. Эффективной является практика анализа профиля клиента на основе информации, размещенной на интернет-ресурсах, а также в социальных сетях.
Дополнительными критериями при оценке операций могут являться следующие: Операционные критерии:
- Необоснованное дробление клиентом сумм покупки, потенциальной целью которой является уклонение от проведения процедур надлежащей проверки клиентов.
- Расчет за приобретаемые изделия корпоративной картой либо картой, принадлежащей третьему лицу.
- Покупка дорогостоящих изделий за наличный расчет.
- Использование лицом при расчете за изделие электронных средств платежа, эмитированных в государстве, не являющемся государством, в котором у него имеется гражданство.
- Систематическая покупка клиентом изделий дистанционно с оформлением доставки на адреса, не являющиеся его местом регистрации или местом нахождения.
Критерии, связанные с клиентом и его поведением:
- Покупка/продажа изделий, стоимость которых явно не соответствует социально-экономическому положению, возрастной группе покупателя/продавца (например, студент, безработный, лицо без определенного места жительства и т.д.).
- Лицо не может объяснить источник происхождения денежных средств или драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий.
- Лицо приобретает или продает большое количество изделий, в отсутствие должного понимания характеристик товара.
- Клиент скупает изделия без акцента на их эстетические свойства, а ориентируясь в большей степени на стоимость и физические характеристики (компактность).
- Клиент проявляет излишнюю поспешность и готов продать изделия по существенно заниженным ценам.
- Клиент проявляет чрезмерную скрытность и (или) неопределенность ответов, например, на вопросы о своей принадлежности к публичным должностным лицам (ПДЛ), их родственникам, об источниках получения / происхождения денежных средств, об обстоятельствах, повлиявших на выбор способа оплаты изделий, и другие.
- Клиент проявляет необычную заинтересованность (неоднократно задает вопросы) относительно исполнения организацией обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ, прежде всего, по процедуре идентификации, фиксирования и хранения информации, информирования Росфинмониторинга.
Вышеуказанные критерии подозрительности не являются исчерпывающими, они могут дополняться организациями и индивидуальными предпринимателями исходя из опыта проведения финансового мониторинга, оценки рисков ОД/ФТ и др.
Решение о признании операции клиента подозрительной, организации и индивидуальные предприниматели принимают в соответствии с пунктами 19(1) и 24 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667, с учетом своего профессионального суждения.
Одновременно обращаем внимание на следующие часто возникающие у субъектов первичного финансового мониторинга вопросы формирования электронных сообщений.
- Необходимо учитывать, что если показатель «Код признака операции» принимает значение 0 «Операция с денежными средствами», то плательщиком по операции будет лицо, передающее денежные средства, а получателем — лицо, получающее соответствующие денежные средства, а в случае, если указанный показатель принимает значение 1 «Операция с иным имуществом», то плательщиком по операции будет лицо, передающее имущество, а получателем — лицо, получающее имущество.
- В случае выявления и признания операции клиента подозрительной по основаниям, отличным от критериев выявления и признаков необычных операций (сделок), утвержденных приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103, при формировании сообщения в Росфинмониторинг с указанием в показателе «Код признака необычной сделки» кодов «ХХ99»8 в показателе «Дополнительные сведения» в обязательном порядке указываются основания (причины) признания такой операции (сделки) подозрительной.
Использование кодов «ХХ99» при формировании сообщений возможно только в случае, если характер осуществляемой операции (сделки) не соответствует ни одному из описанных в приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 критериев и признаков необычных сделок.