Федеральный закон 115-ФЗ
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
В законе указаны обязанности банка:
- фиксация сделок, подлежащих обязательному контролю (свыше 600 тысяч, если это сделки с наличными, с участием иностранных компаний, беспроцентные займы и т.п.) — но это не самое страшное, здесь как раз все понятно и четко прописаны критерии;
- фиксация сделок, которые носят сомнительный характер: ВОТ ЗДЕСЬ ПРОБЛЕМА ДЛЯ БИЗНЕСА, потому что аппарат банка не может реально оценить, сомнительная сделка или нет, просто кто-то кому-то не понравился и всем (ОСОБЕННО!!!добропорядочным компаниям) НАДО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Сомнительная сделка и подозрительная сделка — не одно и то же!
Сотрудник банка видит операцию, которая ему показалась сомнительной, запрашивает документы и пояснения, а затем должен принять решение: классифицировать сделку, как подозрительную или нет. Если да, то банк отказывает в проведении операции, а сведения о ней направляются в Росфинмониторинг.
Не так страшна сама подозрительная сделка, как факт отказа по ней.
С лета 2017 года сведения об отказах, направляемые в Росфинмониторинг, собираются в единую базу и перенаправляются во все банки в качестве СТОП-ЛИСТа.
Вот эти отказы банка, это и есть прямое попадание для компании в стоп-лист: отказ от открытия счета, отказ от проведения операции, отказ от дальнейшего обслуживания.
Ссылка на 115-ФЗ ( в бесплатной версии системы Гарант).
Положение 375-П о правилах внутреннего контроля
Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 02.03.12, №375-П
В документе приведены рекомендации для банков по разработке правил внутреннего контроля и программ идентификации, оценки риска, выявления подозрительных операций.
В соответствии с Положением решение в качестве квалификации операции в качестве подозрительной банк принимает САМОСТОЯТЕЛЬНО, но при оценке риска должно быть учтено не менее 2-х ступеней.
В приложении в Положению указано 125 типов подозрительных операций и их признаков.
Ссылка на положение 375-П на сайте Росфинмониторинга (3-е в списке): http://www.fedsfm.ru/documents/cbr
Положение 550-П
Положение ЦБ РФ 550-П от 20.06.2016 «Положение о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), и (или) расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом»
В положении 550-П описано, как работает СТОП-ЛИСТ, «черный список» или Список 550 (как называют его сотрудники банка по номеру положения).
Ссылка на положение 550-П на сайте Банка России: http://www.cbr.ru/analytics/Default.aspx?PrtID=na_vr&docid=122
Методические рекомендации 18-МР от 21.07.17
«Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»(утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР)
Это свежие рекомендации Банка России по выявлению подозрительных операций. Они, можно сказать, расширили сферу применения 115-ФЗ, потому что в них идет речь не только о выявлении транзитных операций по отмыванию преступных доходов, но и об уклонении от уплаты налогов. Банки должны их выявлять и пресекать.
В соответствии с этими методическими рекомендациями налоговая нагрузка 0,9% от оборота или чуть выше — это ПРИЗНАК СОМНИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ.
Также приведены и другие критерии: заработная плата ниже прожиточного минимума, уплата НДФЛ без уплаты страховых взносов, отсутствие арендных платежей, отсутствие связи между основаниями зачисления и списания денежных средств. Кроме этого, Банк России рекомендует банкам проверять IP-адреса устройств, с которых производится обмен информацией, на предмет совпадения с адресами других контрагентов, особенно тех, кто уже попал в список сомнительных.
Ссылка на документ на сайте ЦБ: http://www.cbr.ru/publ/Vestnik/ves170727_063.pdf
Методические рекомендации 29-МР
«Методические рекомендации о подходах к учету кредитными организациями информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до их сведения, при определении степени (уровня) риска клиента» (утв. Банком России 10.11.2017 N 29-МР)
Описана процедура выхода из черного списка.
Банк России рекомендует кредитным организациям направлять в Росфинмониторинг электронные сообщения об удалении ранее направленных сведений, если выяснится, что основания, по которым было принято решение об отказе, не связаны с наличием риска отмывания денег и финансирования терроризма.
Ссылка на документ на сайте ЦБ: https://www.cbr.ru/today/files/20171110_29-%D0%9C%D0%A0.pdf
Информационное письмо ЦБ от 15.06.17 №ИН-014-12/29
Информационное письмо Банка России от 15.06.2017 N ИН-014-12/29″Об учете информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до поднадзорных организаций, при определении степени (уровня) риска клиента»
Это письмо поможет тем, кто пытается открыть расчетный счет после попадания в стоп-лист. В нем сказано, что сведения об отказах не являются САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ основанием для принятия НОВОГО решения об отказе.
Ссылка на письмо на сайте ЦБ (смотреть страницу 66): https://www.cbr.ru/publ/Vestnik/ves170621_053.pdf
Письмо о повышении внимания 236-Т
Письмо банка России «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» №236-Т от 31.12.14
Дополнительный признак, характеризующий транзитные (сомнительные) операции: списание денежных средств производится в срок, не превышающий двух дней со дня зачисления.
Для определения размера налоговой нагрузки банкам рекомендовано запрашивать у клиентов документы, подтверждающие уплату и размер начисленных налогов.
Ссылка на письмо на сайте ЦБ: http://www.cbr.ru/today/anti_legalisation/236-T.pdf
Письмо Банка России от 31.05.2016 N 12-1-11/1229
«Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» №12-1-11/1229 от 31.05.16
Это письмо примечательно тем, что ЦБ разъяснил, если банк отказал в обслуживании, он не имеет право конфисковать деньги клиента и отказаться их возвращать. В случае отсутствия другого работающего счета, можно направить в банк распоряжение о перечислении денег на счет третьего лица (пункт 6 письма).