Система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма

Система противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) уже стала привычным элементом для многих субъектов хозяйственного оборота в Российской Федерации. Однако нельзя не констатировать, что пока абсолютное большинство руководителей самых разных компаний, предприятий и организаций подходят к этой деятельности на основании остаточного принципа – ну, раз государство требует, то нужно делать ровно столько, чтобы надзорные органы не предъявляли претензий. При этом не учитывается то обстоятельство, что данная система играет все более важную роль в жизни государств и оказывает все более серьезное влияние на повседневную деятельность участников экономических отношений.

Хотел бы напомнить, что Российской Федерации только в 2017 году были заблокированы сотни тысяч банковских счетов, отказано в проведении многих операций, которые носили неочевидный характер.

Прослеживается тенденция на постоянное расширение сферы действия антиотмывочной системы. Так, в последние годы все чаще стала встречаться аббревиатура ПОД/ФТ/ФРОМУ – это система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения. На Финмониторинг России последняя функция возложена с 2012 года.

Тогда же эта федеральная служба финансовой разведки была наделена статусом центра по оценке рисков и угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 г. № 808 Финмониторинг России перешел в прямое подчинение главе государства.

В настоящее время ПОД/ФТ это международная система, в которой активно участвует и наша страна.

Все это говорит в пользу того, что настало время для коренного пересмотра отношения к системе ПОД/ФТ. Она в каждой организации должна занять такое же место как бухгалтерский учет и стать неотъемлемой частью общей системы внутреннего контроля.

Причины появления международной системы ПОД/ФТ.

По оценкам экспертов годовой оборот денег, полученных преступным путем (от продажи наркотиков, незаконной продажи оружия, похищения людей, обычной уголовной преступности и т.д.), достигает во всем мире почти два трлн долларов. Для сравнения доход бюджета Российской Федерации на 2017 год – 13,43 трлн рублей, т.е. по нынешнему курсу порядка 300 млрд долларов. Бюджет США на 2017 год – доходы 3,63 трлн долларов. Иными словами, теневой оборот денег либо превышает, либо сопоставим с бюджетами крупнейших государств.

Преступные доходы, вводимые в экономический оборот, способны подорвать национальную экономику любого государства, поскольку невозможно предвидеть поведение лиц, занимающихся отмыванием «грязных денег» или иного имущества. Неожиданный вброс на финансовый рынок огромных денежных сумм или, напротив, неожиданное изъятие их из оборота приводит к высокой волатильности стоимости финансовых инструментов, влечет резкие колебания спроса на финансовые ресурсы, дестабилизируя тем самым экономические и социальные отношения, и может даже привести к политическим потрясениям. Огромная опасность финансирования терроризма настолько очевидна, что вряд ли требует дополнительных аргументов и комментариев.

Элиты ведущих государств в конце ХХ-го века осознали реальные угрозы неконтролируемых потоков преступных доходов национальным интересам. Поэтому в ходе Парижской встречи на высшем уровне в июле 1989 г. по инициативе Президента Франции была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – ФАТФ (Financial Action Task Force). Учредителями ФАТФ выступили США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. В настоящее время в ФАТФ входят 35 стран-участниц и 2 международные организации: Европейская комиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Помимо ФАТФ существует ещё целый ряд региональных международных организаций по ПОД/ФТ.

Противолегализационный контроль представляет собой один из самых эффективных способов борьбы с наиболее опасными преступлениями путем существенного затруднения использования средств, добытых преступным путем.

Правовое регулирование протииволегализационной деятельности.

Основополагающими для системы ПОД/ФТ являются рекомендации ФАТФ. Всего их 49: 40 из них общих и 9 специальных, посвященных мерам по борьбе с финансированием терроризма. Первые 40 рекомендаций были приняты ещё в 1990 году, перерабатывались в 1996 и 2003 годах. В феврале 2012 года утверждены обновленные стандарты — 40 рекомендаций, являющиеся компиляцией старых рекомендаций и включающих новые положения, касающиеся противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения и применения риск-ориентированного подхода на национальном уровне. В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005 г.) 49 рекомендаций ФАТФ признаны стандартами международного уровня и обязательны для выполнения государствами-членами ООН.

В Российской Федерации антиотмывочная деятельность регулируется Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – закон 115-ФЗ), правовыми актами Правительства РФ, а также нормативными актами Финмониторинга России, Центрального банка РФ, Пробирной палаты РФ, которые обязательны для соответствующих поднадзорных организаций.

Следует подчеркнуть, что в закон 115-ФЗ регулярно вносятся изменения. За 16 лет его действия было принято 49 федеральных законов с целью внесения в него поправок, при этом основная их масса – в последние годы. В настоящее время в стадии рассмотрения находится ещё несколько соответствующих законопроектов. Существенно активизировалась и работа по принятию подзаконных актов в сфере борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

Организация системы ПОД/ФТ в Российской Федерации.

Система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в Российской Федерации состоит из трех элементов: 1) субъекты антиотмывочной деятельности; 2) Финмониторинг России; 3) правоохранительные органы.

Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, изложенный в ст. 5 закона 115-ФЗ, чётко регламентирует, какой именно бизнес попадает под действие данного документа. В частности, это банки и другие кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитно-потребительские кооперативы, ломбарды, ювелирные мастерские и магазины, лизинговые компании, агентства недвижимости, участники рынка страхования, операторы по приёму платежей, профессиональные участники рынка ценных бумаг и другие организации и предприниматели.

Ответственность за состояние антиотмывочной деятельности в субъектах закона 115-ФЗ несут лично руководители. При этом в организациях должны быть созданы службы по ПОД/ФТ или назначены специальные должностные лица (ответственные сотрудники), отвечающие за это направление работы. В то же время участвовать в протииволегализационном контроле обязаны и иные сотрудники организаций.

В каждой из них в обязательном порядке должны быть разработаны и утверждены руководителем организации правила внутреннего контроля по противодействию (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эти правила подлежат изменению в течение трех месяцев в случае внесения изменений в закон 115-ФЗ или подзаконные акты, принятые в этой сфере. Рекомендуется также отражать в правилах внутреннего контроля позицию Финмониторинга России и иных надзорных органов, изложенную в их методических рекомендациях. 

К правилам внутреннего контроля должны быть разработаны многочисленные приложения, например, бланки внутренних сообщений о подозрительных сделках и операциях или сделках и операциях, подлежащих обязательному контролю, анкеты клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и т.д.

ПОД/ФТ предусматривает развернутую систему отчетности: ежеквартальные, полугодовые, годовые отчеты; отчеты комиссий по проверке работы по внутреннему контролю (полугодовые, годовые); заключения внутренних и внешних аудиторов.

Основными направлениями работы в сфере ПОД/ФТ являются:

выявление подозрительных сделок и операций, сделок и операций, подлежащих обязательному контролю;

идентификация клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;

исследование финансово-хозяйственной деятельности клиентов;

выявление среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц (далее – ИПДЛ), должностных лиц публичных международных организаций, российских публичных должностных лиц (далее – РПДЛ), определение источников происхождения их денежных средств или иного имущества, а также повышенное внимание к операциям, осуществляемым ИПДЛ, должностными лиц публичных международных организаций, РПДЛ, их супругами и родственниками

применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или иного имущества, по приостановлению операций;

направление сведений в уполномоченный орган (об операциях обязательного контроля, о подозрительных операциях, о применении мер по замораживанию, о случаях приостановления операций, об отказах в открытии счета, в проведении операции, о расторжении договоров банковского счета по инициативе банка);

проведение обучения сотрудников организации по вопросам ПОД/ФТ;

хранение документов и информации в течение установленных сроков.

Ответственность за нарушение требований противолегализационного законодательства.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований закона 115-ФЗ предусмотрена административная ответственность. Согласно ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для должностных лиц, к которым относятся руководитель организации и специальное должностное лицо (ответственный сотрудник), установлен штраф от 10 тысяч рублей до 50 тысяч рублей, а за наиболее тяжелые правонарушения — дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Юридические лица несут ответственность в виде штрафа от 50 тысяч рублей до одного млн рублей и за самые серьезные правонарушения — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Указанной статьей правонарушения в области противолегализационной деятельности дифференцированы в зависимости от характера нарушений и степени тяжести наступивших последствий.

Дедиков Сергей Васильевич, ведущий эксперт в сфере ПОД/ФТ, старший партнер Общества страховых юристов, партнер Redstone Chambers (Москва), преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ и ИИРиТ

Оформить ЦИ/ПУЗ с РФМ 23 апреля
Подписка
Оформить ЦИ/ПК с БР 28 марта