Финансирование распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ)

Приведенная в заголовке аббревиатура расшифровывается как финансирование распространения оружия массового уничтожения. Речь безусловно идет о финансировании, осуществляемом не государствами (вопросы геополитики я вывожу за рамки статьи), а иными организациями и лицами для использования средств массового поражения в террористических целях, что само по себе носит преступный чрезвычайно социально-опасный характер. Для любого здравомыслящего человека очевидно, что допускать финансирование распространения оружия массового уничтожения людей нельзя, поскольку последствия подобных действий даже сложно оценить – они могут быть ужасающими. Ущерб от террористических актов с использованием такого оружия, как показали события в Японии, в Сирии, в Англии представляет собой опасность для всего международного сообщества.

Под оружием массового уничтожения понимаются ядерные боеприпасы, химическое и бактериологическое оружие. При определенной склонности к научной фантастике можно вести разговор о климатическом оружии, оружии, основанном на использовании различных видов волновых излучений. Во всяком случае, сегодня вряд ли кто-то взял бы на себя смелость предложить исчерпывающий перечень видов оружия массового уничтожения.

В законодательстве пока не дается определение действий, которые могут быть квалифицированы как финансирование распространения оружия массового уничтожения. По аналогии с понятием финансирования терроризма вполне можно рассматривать как ФРОМУ финансирование подпольной теоретической разработки новых таких видов оружия, обучения специалистов, производства необходимых установок для его изготовления, приобретения или создания его компонентов, средств доставки, хранения, маскировки, транспортировки и безусловно применения.

С 23 июля 2018 года, когда соответствующие новеллы противолегализационного законодательства вступили в действие (они введены Федеральным законом от 23.04.2018 г. № 90-ФЗ), противодействие таким противоправным действиям становится ещё одним направлением антиотмывочной деятельности.

Федеральный закон от  № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения направлен на установление правового механизма противодействия ФРОМУ, а также приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами в данной сфере.

Необходимо отметить, что Совет Безопасности ООН ещё в резолюции 1540 (2004 г.) постановил, что все государства обязаны принять соответствующие законы, запрещающие предоставлять помощь и финансирование любым негосударственным субъектам, которые пытаются разрабатывать, приобретать, производить, обладать, перевозить, передавать и применять ядерное оружие и средства его доставки, в особенности в террористических целях.

Государство наконец озаботилось тем, чтобы установить эффективные меры контроля за предоставлением денежных средств и услуг, связанных с распространением оружия массового уничтожения и относящихся к ним материалов.

При разработке соответствующих законодательных новелл учитывались требования положений 7-ой Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), согласно которой странам следует применять целевые финансовые санкции согласно резолюциям Совета Безопасности ООН, относящимся к предупреждению, воспрепятствованию и прекращению распространения оружия массового уничтожения и его финансирования. В соответствии с пояснительной запиской к этой Рекомендации ФАТФ принимаемые меры должны носить превентивный характер и быть нацелены на замораживание денежных средств или иного имущества юридических и физических лиц, связанных с ФРОМУ.

Какие практические последствия вытекают из этих законодательных новелл для первичных субъектов финансового мониторинга?

Прежде всего, следует иметь в виду, что расширен перечень операций (сделок), подлежащих обязательному контролю – в соответствии с п. 1 ст. 7.5  в дополнение к операциям, указанным в статье 6 Закона № 115-ФЗ подлежат обязательному контролю операции с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон включена в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких участников гражданского оборота. Это означает, что соответствующее изменение необходимо внести в перечень операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, если такой перечень приведен в Правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее – ПВК).

Затем должны быть внесены дополнения в Программу идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Здесь, лучше всего сразу после положений о необходимости проверки факта наличия или отсутствия сведений о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе или бенефициаре в перечне  организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, следует включить нормы об обязанности субъекта антиотмывочной деятельности осуществить проверку наличия или отсутствия указанных лиц в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

Необходимо учитывать, что порядок формирования уполномоченным органом такого перечня (кстати, если ранее в ПВК речь шла об одном перечне, то теперь необходимо говорить о перечнях) устанавливается Правительством РФ. Данный перечень подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях в порядке, сроки и объеме, которые определяются Правительством РФ.

Учитывая, что имеется неопределенность в самом понятии оружия массового уничтожения и выявить факты финансирования его распространения в рамках обычной деятельности участников гражданского оборота практически невозможно, то государство формализовало эту процедуру. Основанием для указания организации или физического лица в данном перечне является их включение в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения.

В Законе № 115-ФЗ урегулированы и вопросы исключения организаций и физических лиц из такого перечня. Согласно п. 3 ст. 7.5. этого законодательного акта основанием для исключения организации или физического лица из перечня служит исключение организации или физического лица из составленных Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечней организаций и физических лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения.

Если организации и физические лица были ошибочно включены в рассматриваемый перечень либо подлежат исключению из него, но фактически не исключены, они вправе обратиться в уполномоченный орган с письменным мотивированным заявлением об их исключении из перечня. Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней обязан рассмотреть его и дать ответ. Он может принять решение как об исключении организации или физического лица из перечня, так и об отказе в удовлетворении заявления.

Негативное решение уполномоченного органа может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

В случае принятия уполномоченным органом решения об исключении организации или физического лица из перечня,  он незамедлительно (не позднее одного рабочего дня со дня принятия) информирует об этом в порядке, установленном Правительством РФ, первичных агентов финансового мониторинга в целях прекращения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в указанный перечень и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.

Субъекты Закона № 115-ФЗ в дополнение к предусмотренным п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ мерам обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в течение одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в названный выше перечень. Первичные субъекты противолегализационного контроля также обязаны незамедлительно проинформировать о принятых мерах уполномоченный орган. Порядок направления соответствующей информации организациями и иными лицами, поднадзорными Росфинмониторингу, определяется Правительством РФ. В отношении лиц, поднадзорных Банку России, такой порядок определяется им по согласованию с уполномоченным органом.

Необходимо также учитывать, что в соответствии с п. 7 ст. 7.5. Закона № 115-ФЗ физическое лицо, включенное в рассматриваемый перечень, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, либо организация или физическое лицо, включенные в данный перечень, в целях оплаты расходов, связанных с обслуживанием банковских счетов или иного имущества, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию), совершения платежей по договорам (контрактам), заключенным до включения данных организации или физического лица в составляемые Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения, и в целях покрытия чрезвычайных расходов вправе обратиться в уполномоченный орган с письменным мотивированным заявлением о частичной или полной отмене применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (в настоящее время это МИД РФ), во взаимодействии с уполномоченным органом обеспечивает его рассмотрение органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН.

Уполномоченный орган незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня принятия указанными органами решения об удовлетворении заявления информирует об этом первичных агентов финансового мониторинга в целях частичной или полной отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Уполномоченный орган также информирует заявителя о принятом этими органами  решении.

Соответствующие положения следует включить в ПВК, в Программу по осуществлению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Первичные субъекты антиотмывочной деятельности должны приостановить операцию с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица (п. 8 ст. 7.5. Закона № 115-ФЗ).

Информация о приостановленных операциях  должна быть незамедлительно представлена в уполномоченный орган.

Если в течение срока, на который была приостановлена операция, соответствующий субъект финансового мониторинга не получит постановления уполномоченного органа о приостановлении данной операции на дополнительный срок, он проводит операцию по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

Указанные дополнения подлежат внесению в Программу осуществления мер по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, имеющуюся в ПВК.

Необходимо в наименование Правил включить слова «финансированию распространения оружия массового уничтожения», а также дополнить ими все положения ПВК и приложений к ним, где содержится фраза о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Если в ПВК и в приложениях к этому документу применяется аббревиатура «ПОД/ФТ», то её нужно заменить на аббревиатуру «ПОД/ФТ/ФРОМУ».

ПВК должны быть изменены первичными агентами противолегализационного контроля, поднадзорными Росфинмониторингу, до 23 августа 2018 года, а кредитными и некредитными финансовыми организациями – до 23 октября текущего года.

Субъектам Закона № 115-ФЗ нужно было также провести обучение сотрудников по данному вопросу (субъекты, поднадзорные Росфинмониторингу, – дополнительный инструктаж 23 июля 2018 года; субъекты, поднадзорные Банку России, — целевой (внеплановый) инструктаж до 25 июля 2018 года). На сегодня сроки такого обучения  истекли, но если обучение не было проведено, то все равно необходимо его провести.

Дедиков Сергей Васильевич, ведущий эксперт в сфере ПОД/ФТ. Старший партнер общества страховых юристов, партнер Redstone Chambers (Москва), преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ и ИИРиТ.

Оформить ЦИ/ПУЗ с РФМ 28 февраля
Подписка
Оформить ЦИ/ПК с БР 21 февраля