Вопрос о тенденциях развития системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет не только уяснить основные направления её совершенствования и повышения эффективности, но и достаточно репрезентативно спрогнозировать практические шаги государства в этой сфере. Это, в свою очередь, дает возможность акционерам, участникам различных юридических лиц, топ-менеджерам и специалистам организаций, индивидуальным частным предпринимателям понять, где в первую очередь надо навести порядок в строгом соответствии с требованиями антиотмывочного законодательства, предвидеть, что нужно будет сделать им на этом участке работы, каких это может потребовать ресурсов – кадровых, финансовых и заранее принять необходимые меры по их обеспечению. Более того, это должно способствовать осознанию всё возрастающего значения данного направления деятельности субъектов хозяйственного оборота и преодолению все ещё имеющего место в большинстве организаций подхода к этой работе на основании остаточного принципа – главное, чтобы надзорные органы не цеплялись.
Рамки статьи не позволяют рассмотреть все тенденции, поэтому остановлюсь на тех, какие считаю наиболее важными.
К одной из ключевых тенденций относится последовательное возрастание роли финансовой разведки как одного из основных элементов системы национальной безопасности. Об этом в частности свидетельствует повышение статуса, а также серьезное расширение полномочий и функций Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). За последние пять лет принято пять указов Президента РФ, относящиеся к функционалу этой службы (от 13.06.2012 г. № 808, от 03.11.2012 г. № 1470, от 21.12.2013 г. № 940, от 20.01.2015 г. № 26, от 08.03.2016 г. № 103).
Росфинмониторинг подчиняется непосредственно главе государства и сегодня является национальным центром по оценке угроз национальной безопасности в сфере ПОД/ФТ.
Руководитель Росфинмониторинга возглавляет Межведомственную комиссию по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, которая является органом координации действий органов государственной власти и организаций в этой сфере.
В состав МВК входят представители всех силовых структур страны, МИД, Минфина, Минюста России и целого ряда других федеральных министерств и служб, Центрального банка РФ, а также представители обеих палат Федерального Собрания РФ, Администрации Президента РФ, Совета Безопасности, Аппарата Правительства РФ. В работе Комиссии принимают участие представители Генеральной прокуратуры России.
31 июля 2012 года по распоряжению Президента РФ была создана Межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям (далее – МРГ, группа).
В соответствии с п. 15 Положения о МРГ, утвержденным распоряжением Президента РФ от 28.07.2012 г. № 344-рп «О межведомственной рабочей группе по противодействию незаконным финансовым операциям», обеспечение информационно-аналитическими материалами, необходимыми для решения задач, возложенных на эту группу, осуществляет Росфинмониторинг.
Значение финансовой разведки будет повышаться и в дальнейшем, соответственно постоянно будут возрастать требования к уровню противолегализационной работы во всех субъектах Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Закон № 115-ФЗ), и несомненно усиливаться ответственность юридических лиц, их руководителей и специальных должностных лиц (ответственных сотрудников) за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний законодательства и иных нормативных актов в данной сфере. Соответственно следует переосмыслить отношение к системе ПОД/ФТ и рассматривать её в числе главных приоритетов. Это объективный процесс, который нельзя игнорировать.
Важной в практическом плане является такая тенденция развития антиотмывочной системы, как переход от преимущественно формальных аспектов работы на этом направлении (принятие соответствующих законодательных и иных правовых актов, определение перечня субъектов антиотмывочной деятельности, формирование определенной организационной структуры как на макро-, так и на микроуровне, разработка правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ) к повышению реальной эффективности противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Подтверждением данной тенденции, на мой взгляд, является и линия на укрепление организационных структур внутреннего контроля по ПОД/ФТ на уровне субъектов Закона № 115-ФЗ. В частности, Положением Банка России от 15.12.2014 г. № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено в организациях – профессиональных участниках рынка финансовых услуг и в страховых организациях, кроме обществ взаимного страхования, должны быть образованы службы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, а также обеспечена замена специального должностного лица (ответственного сотрудника) в периоды его временной нетрудоспособности, отпуска (в том числе отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком), служебной командировки.
Эта тенденция предполагает, что надзорные органы будут все более придирчиво оценивать степень проработки бизнес-процессов по осуществлению мер противолегализационного контроля, уровень знаний и умения сотрудников соответствующих организаций реализовывать функции внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ на практике и, главное, реальные результаты такой работы.
Ещё одна тенденция заключается в формировании принципиально нового риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ. Пять лет тому назад, в феврале 2012 года, ФАТФ утвердила новые рекомендации, в которых определила оценку рисков и риск-ориентированный подход, как основополагающие в работе в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.
Риск-ориентированный подход предполагает ранжирование и прогнозирование угроз, их выявление, а также выработку адекватных мер реагирования на них. Каждый субъект противолегализационного контроля обязан разработать специальную программу по выявлению и оценке рисков отмывания преступных доходов и финансированию терроризма и последовательно проводить предусмотренные ею меры на практике.
Реализация данной функции требует от специальных должностных лиц (ответственных сотрудников) и других работников субъектов системы ПОД/ФТ хорошего уровня знаний методик выявления, оценки и управления рисками отмывания преступных доходов и финансирования терроризма и умения применять их на практике. При этом мой личный опыт общения с представителями самых разных организаций свидетельствует о том, что именно этот участок работы имеет наиболее серьезные недостатки. Так, некоторые специальные должностные лица (ответственные сотрудники) даже не представляли, что должно быть в соответствующей программе, и уж тем более не владели методами этой работы. Естественно, что они не могли обеспечить надлежащую работу по данному направлению в своих организациях. Единственный способ преодоления указанных недостатков – это получение необходимых знаний и навыков и организация эффективных бизнес-процессов по реализации риск-ориентированного подхода.
Постоянно расширяется круг субъектов антиотмывочной деятельности. Например, в 2010 году в их число были включены микрофинансовые организации (федеральный закон от 05.07.2010 г. № 153-ФЗ[1]), в 2013 году – общества взаимного страхования, страховые брокеры и негосударственные пенсионнные фонды (федеральный закон от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ).
Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 461-ФЗ дополнил перечень субъектов Закона № 115-ФЗ операторами связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги на основании договоров с абонентами – физическими лицами (Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 288-ФЗ исключил указание на данные договоры). Эти примеры могут быть продолжены.
Следует ожидать, что в рассматриваемую систему будут включаться всё новые и новые субъекты.
Важным трендом в системе ПОД/ФТ является расширение числа операций, подлежащих обязательному контролю.
Например, с 2015 года подлежат обязательному контролю операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 тысяч рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тысяч рублей, или превышает ее.
Тогда же в перечень подлежащих обязательному контролю были включены операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в предыдущем абзаце, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные счета, если сумма операции равна или превышает 50 млн рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 млн рублей, или превышает ее (федеральный закон от 29.06.2015 № 159-ФЗ).
Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отнес к подлежащим обязательному контролю операции по зачислению денежных средств на счет, аккредитив или списанию денежных средств со счета, аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности страны, а также обществ находящихся под их прямым или косвенным контролем.
Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 484-ФЗ обязал лиц, оказывающих услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках, а также лиц, имеющих право осуществлять клиринговую деятельность, представлять по запросам Росфинмониторинга информацию об участниках торгов и их клиентах.
В качестве тенденции развития антиотмывочной системы, которая вызывает, пожалуй, наибольшие технические трудности для участников гражданского оборота и оказывает самое существенное влияние на порядок проведения и оформление гражданско-правовых сделок, следует назвать требование законодательства об идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, иностранных и российских публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций.
Нельзя не сказать и тенденции расширения полномочий субъектов Закона № 115-ФЗ по внесудебному ограничению свободы операций их клиентов, в частности, права отказать в проведении операции (федеральный закон от 30.12.2015 г. N 424-ФЗ), права блокировать (заморозить) безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги и другое имущество (федеральный закон от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ).
К числу тенденций развития системы ПОД/ФТ безусловно относится и расширение обязанности её субъектов по всестороннему исследованию при приеме на обслуживание и в период обслуживания клиентов, в том числе иностранных структур без образования юридического лица, их деловых отношений с данной организацией, по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и иного имущества клиентов. При этом характер и объем указанных мер должны определяться с учетом степени риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (подп. 1.1) п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Мне могут возразить, что пример единичного введения требования не может свидетельствовать о тенденции, что для вывода о тенденции требуется хотя бы два последовательных действия. Данная тенденция может быть подтверждена следующим примером из судебно-арбитражной практики, а именно — постановлением Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 3173/13. Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что, если какая-либо операция клиента является подозрительной, банк вправе потребовать от клиента представить все документы, необходимые для уяснения цели и характера операции, в том числе сведения об источниках получения используемых для проведения операции денежных средств[2].
Нужно отметить и ещё одну тенденцию по более дискретному регулированию отношений в области ПОД/ФТ. В частности, в 2011 году было введено правило о том, что обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, связанные с переходом права собственности на него, на сумму, равную или превышающую 3 млн рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн рублей, или превышает её (федеральный закон от 08.11.2011 г. № 308-ФЗ). Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ ввел институт упрощенной идентификации клиента.
Есть основания предполагать, что такое точечное регулирование будет использоваться всё шире, ведь нет необходимости регламентировать все отношения в рамках хозяйственного оборота одинаково, поскольку уровень риска отмывания преступных доходов и финансирования терроризма различается в зависимости от отрасли народного хозяйства, от вида операций и гражданско-правовых сделок, от их субъектов и целого ряда других факторов.
[1] Обычно изменения в Закон № 115-ФЗ вносятся посредством принятия законодательных актов, имеющих наименование — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иногда — с некоторыми вариациями.
[2] См. СПС «КонсультантПлюс».
Сергей Васильевич ДЕДИКОВ, ведущий эксперт в области ПОД/ФТ, старший партнер Общества страховых юристов, партнер Redstone Chambers (Москва), преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ и ИИРиТ